Психология Новой Волны

Мы легче прощаем ошибки ума, чем ошибки сердца

 

Почему так трудно признавать ошибки и просить за них прощения? И как принять свои чувства, удержаться от самооправдания и сохранить отношения, когда ты виноват?

Признание собственных ошибок, заблуждений или проступков тяжело дается почти всем нам. Причем нередко бывает так: в глубине души осознаешь, что что-то сделал не так, но начинаешь с удвоенной силой настаивать на своей правоте, отчаянно пытаясь переубедить не только других, но и самого себя.

В сознании и в бессознательном жестко закреплена мысль: ошибки и проступки — не естественное явление, а то, чего не должно быть.

Или, в крайнем случае, ошибка может произойти только один раз, и нам полагается «извлечь уроки» и больше никогда не повторять. Если другие люди обнаружат, что ты ошибался или, что еще хуже, осознанно совершил что-то осуждаемое — ты будешь переживать стыд, ощущать себя недостаточно хорошим для того, чтобы быть принятым и прощенным.

Стыд усиливается, если в ответ на признание ошибки следует или наказание — вместо предложения подумать над исправлением последствий, если они есть, — или злорадная пляска на костях в стиле «ну я же говорил!». Обе эти реакции или ожидание таких реакций могут полностью блокировать возможность признания ошибок или вины.

Они запускают мощный процесс самооправдания, который защищает остатки нашего самоуважения. Поэтому так безумно сложно налаживать процесс примирения, будь то между партнерами, родителями и детьми или нациями.

Часто страхи перед такой реакцией преувеличены. Американские психологи, врачи и страховые агентства задались вопросом — как снизить количество исков со стороны родственников пациентов, ставших жертвами серьезных врачебных ошибок (согласитесь, что врачебные ошибки часто являются одними из самых тяжелых по последствиям).

Выяснилось, что вероятность подачи иска к больнице существенно снижается, если врачи находят в себе мужество выйти к родственникам или к самим пациентам, признать ошибку и принести свои искренние извинения, выразить свои переживания, связанные с ошибкой. 

Второе важное условие для примирения — это рассказ врача о том, какие конкретные выводы он и больница сделали из случившегося, что намерены предпринять. Это придает страданию пациента смысл. А попытки сохранять образ непогрешимости воспринимаются со стороны как высокомерие и бессердечие.

Признание ошибки не делает врача некомпетентным в глазах большинства пациентов, но позволяет воспринимать его как живого, человечного. Как сказал в одном интервью врач Ричард Фридман: «В итоге большинство пациентов простят своих докторов за ошибки ума, но редко простят за ошибки сердца».

Это касается не только врачей, разумеется.

С таким же упорством отстаивать свою непогрешимость пытаются, например, родители перед своими детьми. Особенно когда дети вырастают и спрашивают их: «Папа, мама, почему вы обходились с нами так?» Чем сильнее мы настаиваем на том, что не ошибаемся, тем меньше вариантов остается для противоположной стороны — ощущать себя глупыми и никчемными рядом с такими непогрешимыми людьми или испытывать бессильную ярость.

Мы приносим отношения и доверие в жертву, чтобы избежать встречи со стыдом, возникающим при соприкосновении с фундаментальным свойством человеческой души — ее несовершенством. В итоге — тупик, невозможность развития отношений, потому что любые отношения могут развиваться только через признание уязвимости и неидеальности друг друга. В идеальном, безошибочном нет развития.

Есть один общий принцип выхода из подобного тупика — это признание боли, которую наши ошибки причиняют другим и нам самим. Не настаивать на своей правоте, не гневаться и не защищаться — а обратиться к боли. Если я, наступив на горло собственному желанию оправдываться, говорю о том, что я вижу переживания другого человека и что мне самому тяжело от моей ошибки / моих действий, то у отношений есть шанс.

Но только если другая сторона будет способна удержаться и не ударит меня по больному месту.

Тогда есть шанс сесть и поговорить о том, как мы можем вместе уладить сложившуюся ситуацию. «Что мы можем вместе сделать для того, чтобы вернуть доверие?» — такой вопрос рождается, когда мы оба открылись в своей боли, а не закрылись в своих защитах. Оба. И это самое сложное.

Предъявление своих переживаний — стыда, страха, унижения — не гарантирует, что другой на них откликнется. Всегда есть те, кто при любом раскладе подаст иск, попляшет на костях, ударит в ответ. Но таким людям уже не нужны отношения, и сохранить их невозможно.

 https://4td.fm/article/oshibki-uma-i-serdtsa/

 
 

 

 

Нет комментариев :

Добавить комментарий :

* Your email address will not be published.

* Your email address will not be published.