Психология Новой Волны

Память — это хроники нашей жизни

Память — это хроники нашей жизни

 

Память избирательна…, особенно, эмоциональная.

Могут быть свидетели, фото, факты, но сам человек запоминает то, что ярко переживал когда-то сам… Именно под воздействием ярких эмоций происходит искажение информации: сначала — при восприятии, а потом — в интерпретации. Спустя годы сами интерпретации могут обрастать деталями, которых не было, но ум их создаёт, придавая правдоподобность существующим упущениям…

Человек может даже не догадываться, какие фокусы вытворяет его подсознание: оно способно видоизменять информацию и записывать её, как правдоподобную. И человек верит именно в это, а не в факты реальных событий. Чем более зрелый ум, тем меньше искажений он допускает, но к этому месту надо ещё дойти, да и не все доходят, застревая в инфантильных слоях своей личности.

Именно записи незрелого ума превращаются в определённый набор эмоциональных привычек, смысл которых — защита. Например, травматичную информацию подсознание может вытеснить, чтобы не мешала жить дальше, или, напротив, зацикленность на негативных переживаниях делает их настолько значимыми, что они вытесняют положительные воспоминания.

 

 

Память действует избирательно ещё и по причине индивидуальных характеристик личности: оптимисты склонны опускать неприятные детали прошлого, творчески их преобразовывать и даже изменять своё прошлое по вере своей…

А вера у оптимистов держится на убеждении, что жизнь прекрасна; даже если в ней случаются неприятности, мы их преодолеем. Если оптимист не может изменить реальные факты, он успешно меняет к ним отношение, то есть, фиксирует своё внимание на положительных моментах своей жизни, что поддерживает их веру в светлое мировосприятие.

Пессимисты, напротив, крепко удерживают те фрагменты в своей жизненной истории, которые были окрашены в драматические тона. Именно глубина этих переживаний действует на них, как значимое содержание опыта, где они себя чувствовали активными в эмоциональном плане. Именно такая активность является доминантной записью, которую подсознание использует как мотив к сюжету, всякий раз его изменяя в деталях, сохраняя иллюзию достоверности.

Реалисты любят факты, но даже они не защищены от искажений.

Как бы рациональный ум ни пытался настаивать на своём, эмоциональных переживаний им избежать не удаётся. Но это и к лучшему: таким способом они знают, что они — живые люди, а «не сумма голых фактов». Реалисты любят правду — это их вера. Но субъективная правда всегда проходит фильтр «значимых и не значимых фактов», то есть, подвергается искажению уже в процессе восприятия, а затем следуют интерпретации аналитические и меньше — эмоциональные.

Но когда этот процесс — обработка информации происходит, головной мозг получает сильнейший эмоциональный стимул, подобный удовольствию. Поэтому реалисты убеждены, что точно помнят сами факты, но на самом деле, выброс эндорфинов организовал уже эмоциональную запись. Другими словами, все люди лучше помнят свои переживания в историческом контексте, а сами факты чудесным образом превращаются в фон и повод для воспроизведения (припоминания).

Это сильно отличает то, что человек фиксирует своим восприятием в реальности текущего момента: факты стоят на первом месте, а эмоциональные переживания являются фоном. Человек, получив первые впечатления, откладывает их сначала в краткосрочную память (они живенькие и свежие), а затем начинается процесс осознавания своих чувств, которые пополняют запасы долгосрочной памяти.

 

Вот там, в долгосрочной памяти, каждый крутит свой фильм, одновременно исполняя роль актёра и режиссёра, выборочно используя свой эмоциональный опыт… Как мы догадываемся, фильм многосерийный, в котором разные серии могут обыгрывать вариативность одного и того же сюжета. Если он был ярким в реальной жизни, в нём меньше искажений по фактам — это ваше свидетельство, что вы полноценно прожили сам эпизод.

Если переживания были притуплённые, подавленные, вызывающие недовольство собой, поэтому вы их «как бы промахнули», они могут получить именно эмоциональные искажения, побуждая проживать их заново, до момента завершения. Завершённость приходит разными способами, например, через переоценку прожитого, отпускание обиды или вины; осознанная маркировка этапов жизни, оказавших судьбоносный сдвиг, — всё это меняет подсознательные игры.

И уже не так важны факты: важными становятся результаты, которых вы достигли и которые приняты вами в полном согласии с самим собой. Наша память — это хроники нашей жизни, в которых можно отыскать разный материал, связанный с личным контекстом формирования важных событий. Но спустя годы вы можете обнаружить, что там намного больше наших собственных реакций на то или другое событие, а не то, что мы думали или делали…

Вот эти реакции нам не дают покоя, пока не получат своего мирного завершения.
Светлана Ория — 30.07.19

Нет комментариев :

Добавить комментарий :

* Your email address will not be published.

* Your email address will not be published.